Главная

Их именами названы улицы.
Полина Осипенко


24 сентября 1938 года самолет «Родина» шел в слепом полете, продираясь сквозь облака. Чтобы сбить ледяные наросты с лопастей пропеллера, приходилось увеличивать обороты винта…
В 15 часов за штурвал воздушного корабля села второй пилот – капитан Полина Осипенко. Вся страна следила за полетом «Родины», которой предстояло проложить воздушную трассу Москва – Дальний Восток. Сплошная облачность не кончалось. Началась болтанка. Полина набирает высоту. Все три члена экипажа надевают кислородные маски. Из-за холода отказывают приборы и прерывается связь с землей. Штурману приходится ориентироваться по звездам. Наконец, перед взором экипажа открылось Охотское море. Но тревожно вспыхнула лампочка: бензина осталось всего на 30 минут полета. В. Гризодубова и П. Осипенко блестяще посадили самолет с убранными шасси на болото…
За 26 часов 29 минут «Родина»пролетела 6450 километров по ломаной и 5947 километров по прямой линии, перекрыв мировой рекорд дальности беспосадочного полета для женщин более чем на 1500 километров! Воздушный мост Москва – Дальний Восток был открыт. За отвагу и высокое мастерство, проявленные в этом сложнейшем рейсе, Полина Осипенко, командир корабля Валентина Гризодубова и штурман Марина Раскова первыми из женщин были удостоены звания Героя Советского союза.
П.Д. Осипенко родилась в семье крестьянина – бедняка в селе Новоспасовка Бердянского района Днепропетровской области. В юности батрачила у кулаков, была уборщицей на элеваторе. В годы коллективизации девушка окончила курсы птицеводов и заведовала птицефермой в колхозе. Но ее ждала иная судьба. В 1930 году близ Новоспасовки совершил посадку учебный самолет. Больше всего Полину поразило то, что среди летчиков была женщина, и молодая колхозница решила научиться летать.
Первая попытка поступить в Качинскую школу летчиков не увенчалась успехом, и Осипенко пошла работать в столовую пилотов. Хоть официанткой, но на аэродроме! С большим трудом преодолев все преграды, вскоре она добилась зачисления курсанткой в авиационную школу. Учеба давалась не легко: образование – два класса и 6-месячные курсы птицеводов. Полина упорно занималась по выходным дням, по ночам, чтобы восполнить пробел в знаниях. В 1932 году П. Осипенко – военный летчик, затем – командир звена.
Отважная летчица становится любимицей страны. Тысячи девушек мечтали стать такими, как Полина. После перелета Москва – Дальний Восток Осипенко – инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей.
Кроме Звания Героя Советского союза, Полина была удостоена Двух орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени. Майор П.Д. Осипенко погибла вместе с А.К. Серовым в авиационной катастрофе.
Имя Полины Осипенко в 1939 году было присвоено Одесской военной авиационной школе, Днепропетровскому областному аэроклубу, Бердянскому учительскому институту. Улицы многих городов, в том числе и нашего, названы ее именем.

(«Коммунистический труд» № 64, 1979г)